Неотъемлемым элементом качественной жизни наряду с электричеством, теплом и другими благами цивилизации является постоянное наличие проточной горячей воды. Существуют четкие требования относительно того, какой температуры должна быть горячая вода в квартире. Они указаны в действующих законодательных, подзаконных актах и должны строго соблюдаться ресурсоснабжающими организациями. Любое выявленное несоответствие является нарушением, а значит — поводом для перерасчета оплаты.
Вы заметили, что вода в трубах недостаточно горячая или, наоборот, похожа на кипяток? Это не только неудобства, но и прямая угроза здоровью. Именно поэтому нужно точно знать, какой температуры должна быть горячая вода, регулярно отслеживать данные параметры, а в случае нарушений требовать их немедленного устранения.
Нормативы ГВС на текущий год
Параметры терморежима ГВС на 2019 год не были скорректированы по сравнению с прошлыми периодами. Допустимый диапазон терморежимов варьируется в рамках от 60 до 75о С. Данные параметры установлены Санэпидемслужбой, ГОСТом, санитарными нормами и правилами. В системах открытого теплового снабжения температура жидкости не должна опускаться ниже 60о С. В трубопроводах закрытого теплового снабжения предельно допустимый показатель минимума — 50о С.
Если терморежим ГВС далек от указанных цифр, владелец квартиры имеет право требовать снижения оплаты. При снижении терморежима до отметки 40о С расчет платежей выполняется по тарифам холодного водопотребления. Максимальное значение температуры, независимо от типа трубопроводов, составляет 75о С. Данные показатели должны соблюдаться независимо от места водозабора. Однако законом предусмотрены допустимые погрешности данных параметров:
на 3о С ниже установленного минимума днем (с 5:00 до 24:00);
на 5о С ниже установленного минимума ночью (с 24:00 до 5:00).
Что касается верхнего порога, то 76 градусов Цельсия уже считаются нарушением.
Важность соблюдения терморежима
При снижении терморежима до уровня ниже нормы есть риск развития в жидкости вредоносных микроорганизмов — возбудителей опасных инфекционных заболеваний. Например, пресная вода с умеренно-теплым температурным режимом способствует размножению бактерии легионеллы. Этот микроорганизм часто выявляют в водопроводе и системе отопления, а также в кондиционерах и системах увлажнения воздуха. Бактерия вызывает опасное заболевания легионеллез, которое при неправильном лечении может привести даже к летальному исходу. Бактерия активно развивается и размножается при терморежиме от 20 до 45о С. При 55о С она гибнет в течение шести часов, при 60 гладусах — в течение 22-минутного периода, при 66о С — в течение 2 минут. При терморежиме выше 70о С осуществляется процесс дезинфекции.
Казалось бы, ответ на вопрос, какой температуры должна быть горячая вода в квартире, очевиден — как можно более высокой. Но есть еще один нюанс: слишком высокая температура несет риски получения ожогов кожи:
выше 55о С — обжечься можно за полторы минуты;
65о С— можно обжечь кожу за 5 секунд;
выше 65о С — поражение займет за 3 секунды.
Поэтому при использовании горячей воды рекомендуется разбавлять ее холодной. Риск травматизма существенно увеличивается при превышении предельно допустимого максимального порога. Это особенно актуально для семей с маленькими детьми. Кроме того, слишком горячая вода в водопроводной системе является причиной повреждения пластиковых труб. Она может повлечь за собой остановку работы всей системы, большие затраты на ремонт и замену поврежденных элементов.
Как выполнить замер терморежима своими силами
Считаете, что ГВС в вашей квартире осуществляется с нарушением действующих параметров? В таком случае следует немедленно обратиться с заявлением в УК или в организацию, являющуюся поставщиком услуг. Чтобы было проще отстоять свои права, необходимо представить доказательства нарушения. Выполните простую процедуру замера и зафиксируйте результат.
Алгоритм действий такой:
подготовьте специальный градусник со 100-градусной шкалой (по Цельсию);
открутите вентиль крана и дайте стечь застоявшейся жидкости (обычно ее температура несколько ниже). Необходимо выждать порядка трех минут;
подставьте под струю посуду (предпочтительный объем — не менее литра), подождите, чтобы она не просто наполнилась, а вода проливалась через край. Забирать емкость из-под крана нельзя — пока вы донесете ее к месту замера, жидкость остынет, а соответственно, точность результата снизится. Выполняйте замер непосредственно под краном;
опустите градусник в воду в центральную часть емкости;
держите его до момента, пока температура не остановится. Зафиксируйте результат.
Контролировать температуру воды без дополнительных манипуляций позволяют теплосчетчики производства компании «ТЕПЛОВОДОХРАН».
Что предпринять при нарушении норм
Уважительными причинами для остановки горячего водоснабжения считаются аварии на магистральном водопроводе или насосной станции, а также выполнение профилактического обслуживания или ремонтных работ в соответствии с графиком. В последнем случае соответствующие службы должны заблаговременно уведомить абонентов о выполнении обслуживания или ремонта. Прекращение ГВС допускается не более чем на четыре часа.
Если вами установлено, что жидкость не соответствует прописанным в законе требованиям, необходимо направить заявление на бумажном носителе в ЖКХ или УК. Целесообразно составить документ в двух экземплярах: один направить адресату, другой оставить себе. На вашем экземпляре специалист ставит отметку о получении документа (обязательно обозначается дата и фамилия принявшего).
Бывает, что в изменении терморежима виноваты технические неисправности на центральной магистрали. В этом случае сотрудники службы обязаны сообщить вам о неполадках, а также указать, какой температуры должна быть горячая вода в ближайшее время и когда именно будут устранены неисправности. Если причины изменения температурного режима неизвестны, следует вызвать специалиста УК или ресурсоснабжающей организации для проведения процедуры замера. По завершении осмотра составляют акт, в котором указываются результаты измерений. Необходимо заполнить два идентичных документа, один экземпляр передается владельцу квартиры.
Если нарушения не были устранены или они повторяются регулярно, абонент имеет право направить обращение с жалобой к руководству УК или в департамент коммунального хозяйства. Важно грамотное составление обращения, обязательно следует указать все необходимые реквизиты. В жалобе указываются:
наименование организации, фамилия, имя, отчество руководящего лица;
данные потребителя — ФИО, место проживания, контактные данные;
текст с изложением сути проблемы. Обязательно обозначаются результаты замеров со ссылкой на акт, составленный специалистом соответствующей службы или УК. Можно также указать даты предыдущих обращений по этой же проблеме;
требования об устранении нарушений законодательных норм;
подпись владельца квартиры, дата обращения.
Документ составляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Он может быть напечатанным или написанным от руки. Один экземпляр подается в УК или коммунальную службу, другой остается у абонента. На нем ставится отметка о регистрации с указанием входящего номера, даты, фамилии лица, принявшего жалобу.
По закону, на рассмотрение обращения потребителя отводится 30-дневный срок. В некоторых случаях сотрудники коммунальных служб могут дать ответ потребителю быстрее. Что касается собственно срока устранения нарушений, то он составляет 45 дней с момента поступления заявления от абонента.
Как показывает практика, проблема может решиться в кратчайшие сроки, если подана коллективная жалоба от нескольких потребителей. Поэтому предложите соседям поставить свои подписи под заявлением.
При отсутствии какого-либо ответа на обращение по окончании 30-дневного срока следует направлять свои требования в организации, осуществляющие государственный надзор: Госжилинспекцию, Роспотребнадзор, прокуратуру. В данном случае к чиновникам могут быть применены штрафные санкции в соответствии с КоАП за нарушение законодательства об обращениях граждан. При этом обязанность по устранению неисправностей не снимается.
Пересчет оплаты при нарушении
За период, в течение которого терморежим ГВС не соответствовал установленным законодательством нормативам, абонент имеет право требовать проведение перерасчета. Он осуществляется на основании акта, составленного сотрудником УК или ресурсоснабжающей организации.
Для проведения перерасчета потребитель должен написать заявление, к которому прилагается акт. В обращении обязательно указывается период перерасчета. Началом данного периода является день составления акта. Окончанием — день проверки по результатам устранения неисправностей (если таковые были выявлены и устранены).
За указанный период коммунальщики проводят перерасчет по таким правилам:
если терморежим ниже нормы более чем на 3 градуса (днем), оплата снижается на 0,1%;
если терморежим в системе ГВС менее 40º С, применяется тариф для расчета оплаты за ХВС.
При отказе в выполнении перерасчета потребителю следует обратиться в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор или подать заявление в судебную инстанцию. В случае установления факта нарушения законодательства со стороны УК или ресурсоснабжающей организации они будут обязаны выполнить перерасчет, а также заплатить штраф до 10 тысяч рублей за нарушение норм обеспечения коммунальными услугами (статья 7.23 Кодекса об админправонарушениях).